Экономист Сонин объяснил, почему в России нет смысла бояться дефолта

Новых последствий у возможного дефолта в РФ не будет, полагает профессор из Чикагского университета, экономист Константин Сонин.

По прогнозам рейтинговых агентств, дефолт должен произойти в предстоящую среду, когда Россия должна, но не сможет внести очередной платеж по своим долгам. «Гражданам тут беспокоиться совершенно не о чем — никаких новых последствий у этого события не будет. Хорошие новости: всё, что могло ухудшиться в результате дефолта, уже ухудшилось», — считает экономист.

Слово «дефолт» привлекает внимание в России потому что оно тесно связано с одним из самых травматичных эпизодов в новейшей истории России, в августе 1998 года, напомнил Сонин. Тогда российское правительство одновременно объявило об отказе от «валютного коридора» — это была мера по борьбе с высокой инфляцией, работающая, но с тяжелыми побочными эффектами и, одновременно, об отказе платить по валютным и, неожиданно, рублевым обязательствам.

Начавшееся восстановление после многолетнего кризиса прекратилось, инфляция резко выросла, доллар подорожал в три раза, часть банков не смогла вернуть валютные вклады (они были возвращены в рублях позже, потеряв большую часть стоимости). «И хотя в итоге всё оказалось к лучшему — президент и оппозиционный парламент сформировали компромиссное коалиционное правительство, подешевевший рубль помог, наконец, производству, цены на нефть стали расти после пикового спада и рост в 1999 году составил удивительные 6% (после восьми лет падения!) — запомнился «дефолт» как трагическое событие», — отмечает Сонин.

«Сейчас у «дефолта» никакой опасности нет. Курс доллара уже резко вырос (да и не был ни к чему привязан), валютные вклады уже заморожены (и будут, я думаю, частично экспроприированы), инфляция уже прогнозируется ЦБ в 20%. То есть все плохие последствия дефолта уже на месте, новых не будет», — полагает экономист.

При других обстоятельствах отказ платить по долгам (формально, правительство собирается расплатиться рублями, но по контракту это тоже дефолт по обязательствам) мог бы привести к «ухудшению инвестиционного климата», но ухудшиться инвестиционный климат уже не может, пишет Сонин.

«Следующие новые инвестиции произойдут после смены режима — ухода Путина, укрепления какой-то новой власти. Можно предположить, что инвестиции тех компаний, которые уже присутствуют в России, снова начнутся после вывода российских войск с территории Украины, но инвестиционный климат — новые деньги и фирмы — будут только после Путина», — размышляет Сонин.