+
Реклама

источник dzen.ru

Кого в СССР не брали на фронт во время Великой Отечественной?

новости

Только в 1941 году добровольцами на фронт ушло свыше 250 000 человек — в составе многочисленных истребительных батальонов, формировавшихся во всех регионах страны. Действительно, тогда на защиту Родины встали практически все, способные держать оружие. И даже дети рвались на фронт, а подростки нередко приписывали себе пару лет, чтобы «стать совершеннолетними».

Но при всей бедственной ситуации и необходимости в людях, в СССР существовали довольно многочисленные категории тех, кто избежал призыва.

Руководители и специалисты

На плечи председателей обкомов, райкомов и горкомов ложилась задача организации тыловой жизни и обеспечения фронта. Ну а в случае оккупации территорий они же должны были встать во главе отрядов партизан, диверсантов и подпольщиков. Непростая работа в тылу была уделом также руководителей колхозов и директоров предприятий. При угрозе оккупации в их задачи входила эвакуация и организация производства уже на новом месте.

За просчеты и ошибки карали строго — вплоть до расстрела. Поэтому многие руководители правдами и неправдами старались уйти на фронт.

Частично не подлежали призыву также руководители среднего звена и квалифицированные специалисты. особенно на заводах и фабриках, имеющих стратегическое значение. Так, например, в деревне, из которой родом автор, многие мужчины в ту пору работали на танкоремонтном предприятии и были освобождены от призыва. Правда, трудиться приходилось в две смены по 16-20 часов, а потому многие мечтали об отправке на фронт. Ведь и продобеспечение там было не в пример лучше.

Артисты — работники идеологического фронта

Многие представители творческой братии — артисты и музыканты, писатели и журналисты — также были освобождены от призыва. Впрочем, военные реалии не прошли мимо них — одни посещали фронт в составе агитбригад, другие ездили с концертами, было и немало съемочных групп, освещавших события на передовой. Яркий пример — поэт Константин Симонов, трудившийся в то время военным журналистом.

Спортсмены

На «белый билет» могли рассчитывать и выдающиеся спортсмены: футболисты, тренеры, обслуживающий персонал. Но в 1942 году эту «лавочку» подприкрыли — тогда были арестованы легенды «Спартака» братья Старостины по подозрению, что «за деньги через свой спортклуб предоставляли отсрочку от армии». Впрочем, многие уже в первые дни войны отправились на фронт, пренебрегая возможностью «отмазаться». Среди них будущие Олимпийские чемпионы: Николай Сологубов, Аркадий Воробьев, Виктор Чукалин, Анатолий Парфенов…

По воспоминаниям обладателя трех мировых рекордов пловца Леонида Мешкова, спортивные навыки не раз спасали ему жизнь в годы войны.

Заключенные

Вопреки расхожим заблуждениям, зеков брали на фронт весьма неохотно и только в добровольном порядке. Из идеологических опасений старались не допускать к службе осужденных по «политической» 58-й статье. После Победы многие из бывших заключенных вернулись в тюрьмы, и тогда там разразилась так называемая «сучья война». Ведь по воровским канонам служба в армии и любое сотрудничество с властями считалось «зашкваром».

В фильме «Место встречи изменить нельзя» уголовник Копченный «гужевался в тылу» по липовой справке о грыже.

Некоторые национальности

Призыву в СССР не подлежали представители малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Впрочем, многие из них шли на фронт добровольцами. Особенно прославились сибирские снайперы: Федор Охлопков, Иван Кульбертинов, Семен Номоконов и другие. А вот немцев Поволжья, крымских татар и депортированные народы Кавказа не призывали из-за недоверия. Чаще они пополняли ряды «трудовой армии», где-нибудь в Средней Азии или за Уралом…