Похороны Кобзона отложили из-за праздника

Иосиф Давыдович всегда с гордостью говорил: «Моя родина – Донбасс». Но не скрывал и того обстоятельства, что его отец Давид Кунович Кобзон и мать Ида Исаевна Шойхет – чистокровные евреи.

В Московской хоральной синагоге в Спасоглинищевском переулке
у певца даже было именное место с бронзовой табличкой. Артист всегда оказывал этому святому заведению помощь – в 2006-м пел на 100-летии синагоги, а в 2012-м выступал там перед ветеранами и инвалидами ВОВ, узниками концлагерей, а также их родными и близкими.

Теперь же отдать последние почести выдающемуся сыну еврейской общины собираются все московские раввины. Главный раввин России Берл Лазар назвал певца «гордым евреем, который всего добился своим талантом». Он обратился к родным артиста с письмом, в котором, в частности, говорится: «Это был в полном смысле слова гордый еврей. Все помнят, как его, еще совсем молодого человека, коммунистические аппаратчики уговаривали сменить еврейские имя и фамилию, угрожая в противном случае сломать профессиональную карьеру, а он ответил категорическим отказом и всего добился своим талантом».

   

Берл Лазар заметил, что даже во время государственного антисемитизма Кобзон всегда открыто демонстрировал «свое еврейство» и пел еврейские песни на самых больших и престижных сценах. Он добавил, что депутат и в последние годы своей работы в Госдуме боролся с национализмом и юдофобией. В 2015 году, например, с парламентской трибуны певец на иврите исполнил песню «Эли Шело», которую пели узники Будапештского гетто.

Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт заверил, что на кладбище, в частности, будет прочитан поминальный кадиш (молитва) на иврите, также прозвучат псалмы: «В России все тела опускаются в землю в гробах (в еврейской традиции принято хоронить тело без гроба), но все равно в саване и с закрытым лицом. И каждый, кто хочет, в конце бросит землю».
А президент Российского еврейского конгресса
Юрий Каннер уточнил: «По традиции хоронит не столько раввин, сколько «Хевра Кадиша» – еврейское похоронное братство».

Правда, по еврейской традиции погребения тело покойного мужчины заворачивают в простой льняной саван, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью. Хоронят же обычно, завернув в таллит (молитвенное облачение, представляющее собой особым образом изготовленное прямоугольное покрывало), в котором человек молился при жизни. Затем тело помещают в простой неполированный деревянный ящик без медных ручек и внутренней обивки. Выставлять умершего на всеобщее обозрение в открытом гробу считается оскорбительным. Но все эти правила родным Кобзона пришлось нарушить по понятным причинам.

Еврейский закон предписывает похоронить усопшего в самый короткий срок – в идеале в день смерти или спустя сутки при особых обстоятельствах. Артист скончался в четверг, но похороны перенесли аж на воскресенье, потому что вечером пятницы наступает шаббат – канун праздничной Субботы (согласно Пятикнижию, Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворен человек). В этот день что-либо делать запрещает традиция, погребение тоже откладывается. 

Похоронят певца в иудейской части Востряковского кладбища, где покоятся многие уважаемые люди – физик Андрей Сахаров, лингвист Дитмар Розенталь, маг Юрий Лонго, предсказатель Вольф Мессинг, юморист Ян Арлазоров.