Сенатор Андрей Клишас ответил на успокоительное замечание пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова о том, что в импортозамещении не все так плохо, чтобы называть это провалом.
Ранее в четверг Клишас прокомментировал слова члена СПЧ Кирилла Кабанова о намерениях некоторых руководителей вместо импортозамещения «пересадить» промышленность и экономику на китайскую иглу (например, «Ведомости» пишут, что на будущем заводе «Москвич» будут производить китайские авто с российским шильдиком). Клишас на этот счет посетовал, что программа импортозамещения откровенно провалена.
Дмитрий Песков с категоричностью такой оценки не согласился. В беседе с журналистами он признал, что невыполненные планы наверняка есть. Однако условия импортозамещения сложные, если не сказать агрессивные. «Несмотря на это, все равно ведется напряженная работа, и не признавать это нельзя», — сказал Песков.
Позже Клишас в своем Telegram ответил: «Хорошо, что ведется напряжённая работа. Будем надеяться на достойный результат. Выхода у нас другого нет, иначе экономический суверенитет государства защитить не получится».
Грандиозные успехи нивелируют провалы
Председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенёв в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» тоже не согласился с Клишасом. В качестве контраргумента он указал на «грандиозные успехи в сельхозмашиностроении». Несколько лет назад доля отечественных комбайнов у российских аграриев не превышала 12%. А сейчас, благодаря закону 1432 (о субсидиях покупки российской техники), показатель увеличился до 60%.
Подобные примеры можно привести «в области транспортного машиностроения, в области двигателестроения», заверил парламентарий.
Импортозаместить всё вряд ли возможно. Да и цели такой нет. Но если речь о критических технологиях или ОПК, то здесь зависимость от зарубежных поставщиков, действительно, неприемлема. Но здесь проблем и нет. По бизнес-продукции можно находить альтернативных поставщиков, которые не находятся в политической зависимости от США и Европы.
«Поэтому, реакция моего коллеги из Совета Федерации понятна, но, на мой взгляд, она не совсем объективна», — подытожил Гутенёв.
30 лет развала дают о себе знать
Замена западного автопрома китайским или турецким импортозамещением не является, точно также, как слепленная буквально на коленке подмосковная глина в стиле «сырный продукт» не является «русским пармезаном», констатировал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в комментарии к дискуссии Клишаса с оптимистично настроенными коллегами.
Импортозамещением в России занимается «толпа народу», получающая за это большие деньги. Однако видимой пользы от этих денег для страны не наблюдается, чего нельзя сказать о пользе для конкретных чиновников, которые «становятся людьми небедными».
Сатановский в своем Telegram поделился впечатлением, что система импортозамещения скорее работает на имитацию бурной деятельности и освоение средств. «В том числе потому, что тех, кто умеет делать что-то иное, там не просто нет. Их на пушечный выстрел к деньгам и полномочиям не подпускают», — пояснил эксперт. «30 с лишним лет развала, распада и замены реальной работы её имитацией что-нибудь да значат», — с сожалением указал Сатановский и заключил, что на «минное поле деиндустриализации» Россию завели младореформаторы и их идейные последователи. А в последующие десятилетия «мы и сами справились».