В Индии автомобиль в переводе на наши деньги стоит 350 тыс. рублей. Индийцы производят четверть «яблочной» техники, а их лекарствами можно эффективно лечить тяжёлые заболевания. Однако в России из индийских товаров вы увидите разве что благовония и куркуму. И всё втридорога. Подробности читайте в материале Царьграда.
Автор: Андрей Ревнивцев
Россия является безусловным лидером по количеству санкций. Наша страна усыпана ими сверху донизу, как ветрянкой. Но страна не рухнула к ногам победителей в пробковых шлемах, а, наоборот, окрепла. Сегодня мы на пятом месте по уровню ВВП, обогнав Германию. И в этой пятёрке максимально активно сотрудничаем только с лидером рейтинга — Китаем. А вот на товары из Индии (она занимает третье место) почти не обращаем внимания. Россия лишь на 31-м месте, куда Индия экспортирует свою продукцию.
У Индии 1,4 млрд потенциальных покупателей и одна из наиболее быстрорастущих экономик мира. Однако, по данным за 2023 год, товарооборот между нами составляет 65 млрд долларов. Цифра кажется внушительной, если не брать во внимание одну деталь: импорт русских товаров превышает экспорт в 15 раз. Мы им продаём нефть, а они нам отпускают чего-то на 4 млрд долларов.
Впрочем, с выводом нефтяной выручки, осевшей в банках Нью-Дели, тоже всё сложно. Объём русских денег, лежащих мёртвым грузом в Индии, может составлять 55 млрд долларов. Если такую сумму разом ввести в Россию, курс доллара моментально рухнет.
У меня ощущение, что ваш бизнес не хочет выводить эти деньги, поэтому ничего не делает. Ведь привезти в Россию разом 55 млрд — такое обрушит доллар до 45 рублей. Купить индийскую продукцию, наверное, для ваших бизнесменов вообще жуткое решение. Иначе непонятно, почему вы не хотите забрать долг хотя бы товарами,
— цитирует «АиФ» индийского бизнесмена Кришну Сингха.
А если всё-таки взять товаром? Сегодня продукцию из Индии можно встретить разве что в специализированных магазинчиках. На их прилавках обязательно будут лежать ароматические палочки, рядом с ними — цветастые штаны-сари, пёстрые мандалы и другой эзотерический ширпотреб, который едва ли является основной стремительного роста третьей экономики мира.
Так чем же Индия может заинтересовать Россию, кроме сандаловых благовоний? А вот хотя бы автомобилями.
После начала СВО, когда из России ушла львиная доля автомобильных брендов, рынок под завязку заполнили китайские машины. Они ворвались к нам так массово и стремительно, что уже через два года в корне изменили облик русских дорог. И это даже несмотря на то, что стоимость приличного «китайца» сегодня варьируется от 3 до 4 млн рублей. А самые бюджетные варианты обходятся русским примерно в 2 млн рублей.
Подорожала и продукция АвтоВАЗа, которая к тому же сильно поредела из-за санкций: многие русские авто собирались из зарубежных деталей. На этом фоне поставкой простых, не самых технологичных, зато относительно дешёвых авто могла бы заняться Индия.
Эта страна сейчас третья в мире по объёму производства автомобилей. В 2022 году они продали их более четырёх миллионов. Это в восеь раз меньше, чем в Китае, и в три раза меньше, чем в США. Но уже больше, чем в Японии, Южной Корее и Европе.
В Индии работают три крупных автопроизводителя: Tata Motors, Mahindra & Mahindra и Maruti Suzuki. Для примера, автомобиль Maruti Suzuki Alto на индийском рынке в пересчёте на рубли стоит 390 тыс. рублей. Конкуренция смогла снизить взлетевшие до небес цены на автомобили.
Об индийском заводе в России ранее говорил вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров:
Мы готовы обсуждать. Пока предложений таких не поступало. Мне известно, что разговоры такие есть, но пока ничего конкретного для нас ещё не выносили.
Индия становится одним из ведущих игроков на мировом фармацевтическом рынке. Страна производит 1,5 млрд вакцин в год от полиомиелита, дифтерии, кори (во многих регионах России сейчас её критически не хватает), эпидемического паротита и краснухи. Они отправятся в 170 стран мира.
Особой популярностью пользуются индийские дженерики. То есть не оригинальный препарат, но с тем же активным веществом. Ими, в частности, эффективно лечат гепатит С.
Американские препараты нового поколения помогают, и лечение обычно переносится хорошо. Но их огромный минус — цена курса в десятки тысяч долларов. Тут-то и приходят на помощь простому населению со средним доходом индийские дженерики,
— на сайте с отзывами сообщает муж женщины, которая полностью вылечилась от гепатита С при помощи индийский препаратов.
Стоимость курса в десятки раз дешевле, чем лечение американским лекарством. А в России, к сожалению, аналогов пока нет.
Царьград не рекомендует заниматься самолечением. Скриншот с сайта «Отзовик»
Кроме того, Индия активно работает с производством электроники. Порядка 25% «яблочной» продукции делают индийцы. Эта страна уже давно не является дремучей британской колонией, где люди не умеют читать и считают на пальцах. В августе прошлого года индийский луноход «Прагьян» прилунился и передал на Землю снимки посадочного модуля «Викрам».
Если спуститься с небес на землю, то можем вспомнить знаменитый индийский чай. Россия покупает его через биржу в Дубае, где чай разбавляют менее ценными сортами, и в итоге русские пьют какую-то бурду. Притом что чая в нашей стране потребляется до 200 млн кг в год). А ведь могли за эти же деньги напрямую получать товар из Нью-Дели. Аналогичная история со специями (цепь перекупов делает наценку на них в 10-15 раз), с текстилем и даже с хорошим индийским вином, о котором в России почти ничего не слышно.
А что мы можем предложить? Рынок Индии колоссален. Более миллиарда человек. Им нужно всё. Начиная с угля, кокса и продовольственных товаров и заканчивая высокими технологиями в области атомной промышленности.
В Индии нужно модернизировать огромную долю объектов энергетической инфраструктуры, в том числе сотни угольных электростанций. Страна заинтересована в развитии умных сетей и газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры. Словом, в тех направлениях, где может помочь Россия.
Взаимодействие России и Индии идет со скрипом. Индийцы опасаются сближения России и Китая и осторожничают. На них традиционно давят старые британские элиты. При этом русские предприниматели тоже не всегда сговорчивы.
У вас слишком привыкли работать с Европой и Америкой. Наши, конечно, хитрят, пытаясь получить максимальную выгоду. Однако сколько вы в Индии приобретали при Советском Союзе, вам что, так плохо было?
— удивляется Кришна Сингх.
Однако это сближение неизбежно и соответствует логике развития многополярного мира, в авангарде которого встала Россия. Мы единственная страна, открыто бросившая вызов гегемонии Запада. Поэтому мы всё равно будем сближаться с Индией. И об этом свидетельствуют грандиозные логистические проекты. Пожалуй, главный из них — это развитие транспортного коридора «Север — Юг», что соединит наши две страны с Ираном.
В некотором смысле это будет переложение на современный лад маршрута легендарного русского путешественника XV века Афанасия Никитина, открывшего для русских Индию. Сейчас мы вновь должны пройти по его стопам, потому что появление коридора изменит баланс сил в новом мире, где Европа больше не центр, а глухая периферия.