Очередное громкое заявление донеслось из Нур-Султана. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал уходящие из России западные компании налаживать производство в Казахстане. То есть наш союзник открывает двери для наших врагов. Что-то не так со значением слова «союзник».
Неожиданный ход: Токаев на шпильках
Итак, Казахстан открыл личико – теперь не только идеологическое, но и экономическое. Призыв к промышленникам уходить из России и идти в Казахстан на первый взгляд поражает. Один из наших ближайших союзников (Токаев сам себя так называет, это не мы придумали) фактически облегчает жизнь предприятиям, присоединившимся к санкциям против нас. Ну, это как если бы вашу квартиру обворовали, а ваш добрый друг и сосед пригласил вора в гости, пересидеть опасное время.
Никто, разумеется, и не сомневался, что Казахстан постарается укрепить свою экономику частью уходящей из России промышленности. Точно так же он за счёт разницы в размере НДС потакает контрабанде китайских товаров в Россию. Точно так же Белоруссия, не затронутая санкциями 2014 года, после объявления продовольственного эмбарго оперативно «наладила производство» батата, кальмаров, персиков и прочей ранее нехарактерной для себя продукции.
Но Александр Лукашенко никогда не говорил европейским сельхозпроизводителям «поставляйте свою продукцию нам, у нас большой рынок, мы заменим вам Россию». А что устраивает Токаев? Устами своей пресс-службы демонстративно сообщает: Казахстан намерен нажиться на русской проблеме. И даже называет цифры:
Каждая вторая из почти 1,4 тыс. зарубежных компаний приостановила деятельность или ушла с российского рынка. Правительству следует создать благоприятные условия для их релокации в Казахстан.
Фактически это прямое оскорбление, если не предательство России. Уже в процессе подготовки статьи к выпуску нам дал комментарий политический консультант Дмитрий Фетисов, который пришёл к тому же выводу:
Токаев мог сделать то же самое, не афишируя это. Но он предпочитает публичность, тем самым провоцируя определённое недовольство деловых и политических кругов в России. То есть тут, конечно, есть политический жест: президент Казахстана в очередной раз показал, что он предпочитает договариваться с Западом, а не с Россией.
Журналист Максим Кононенко резонно считает, что с точки зрения казахов Токаев всё делает правильно:
Ну что, молодец он. Казахстан – страна большая, но довольно пустынная, поэтому со своей колокольни он прав. Хотя мы тут наблюдаем в последний месяц довольно сложные взаимоотношения между Токаевым и Путиным, и вполне может быть, что это с его стороны ещё и шпилька в нашу сторону.
Может быть, на языке деликатного Максима Витальевича это называется «шпилька», но в Царьграде ребята простые, говорят «нож в спину».
Но, может быть, всё не так просто и однозначно?