Согласно результатам апрельского опроса Центрального банка Республики Узбекистан, инфляционные ожидания населения и бизнеса на предстоящий год резко возросли, прервав 4-месячный период снижения. Главной причиной нарастающего беспокойства, как выяснилось, стало возможное подорожание коммунальных услуг.
Средние ценовые ожидания по стране достигли 14% для населения (на 1,2 процентных пункта выше мартовских показателей) и 13,3% для предпринимателей (плюс 1,1%).
Наиболее пессимистичные прогнозы по-прежнему наблюдаются в Ташкенте. Жители столицы ожидают инфляцию на уровне 17,2% (рост на 0,3%), а бизнес – 14,8% (прирост на 0,4%). Высокий рост цен также прогнозируется в Бухарской (15,7%, увеличение на 3,4%), Ферганской (14,9%, плюс 1,3%) и Сурхандарьинской (14,7%, рост на 2,2%) областях. Предприниматели же ожидают наибольший рост цен в Ташкентской (14,5%, плюс 1,7%), Сырдарьинской (14,4%, увеличение на 2%) и Джизакской (13,9%, прирост на 2,4%) областях.
В ходе опроса, проведенного в марте, жители Узбекистана в качестве главного фактора, способного спровоцировать рост цен, указали подорожание коммунальных услуг. 55% респондентов выразили подобное опасение, что на 13% больше, чем в предыдущем месяце.
В то время как влияние изменения курса валюты, по мнению населения, несколько снизилось, этот фактор по-прежнему вызывает тревогу у 55% опрошенных (в марте – 61%). Монополии и искусственное повышение цен беспокоят 29% респондентов (было 35%), а рост транспортных расходов – 29% (против 28% в марте).
Для бизнеса изменение курса валюты остается ключевым фактором повышения цен – 60% респондентов выразили эту точку зрения (против 61% в марте). Вместе с тем, подорожание коммунальных услуг также вызывает серьезную озабоченность – 54% опрошенных отметили этот фактор, что на 16% больше, чем месяцем ранее. Высокая налоговая нагрузка также входит в число ключевых опасений предпринимателей – 31% против 25% в марте.
Важно отметить, что инфляционные ожидания граждан с доходами 10-15 млн сумов и выше 15 млн сумов несколько снизились – с 16,9% до 16,6% и с 16,1% до 15,9% соответственно. В группах населения с более низким уровнем доходов ожидания роста цен, напротив, выросли. Так, у граждан без дохода они составили 13,2% против 12% в марте, у имеющих доход 3-4 млн сумов – 13,1% (против 12%), а у респондентов с доходом 2-3 млн сумов – выросли с 11,7% до 14,2%.
Инфляционные ожидания, как известно, влияют на потребительское поведение. Стремление приобрести товары до их подорожания стимулирует рост расходов и снижает склонность к сбережению. Это, в свою очередь, оказывает влияние на реальную инфляцию, ускоряя рост цен под действием повышенного спроса. Долгосрочные инфляционные ожидания могут оставаться стабильными, если население воспринимает всплеск инфляции как временное явление. Такая закономерность инфляционных ожиданий основана на доверии к политике Центрального банка. Когда бизнес и население уверены в способности денежно-кредитной политики вернуть инфляцию к целевому уровню, опасения по поводу роста цен в будущем уменьшаются.