Северокорейские государственные СМИ с гордостью отрапортовали, что в стране прошли испытания нового тактического оружия, которыми лично руководил Ким Чен Ын. Что это за оружие и может ли оно нести ядерный заряд, не уточняется. Это не первый тревожный звоночек. После неудачи на ханойском саммите КНДР-США, судя по спутниковым снимкам, активизировались исследования на ядерном полигоне Йонбен. Так что перспективы у разоружения на Корейском полуострове отнюдь не радужные. Зато Россия, ранее оттесненная на задний план, получила шанс сыграть свою роль в этом процессе: ожидается, что на будущей неделе Ким Чен Ын наконец посетит нашу страну.
Центральное телеграфное агентство Кореи распространило информацию о проведении испытаний «тактического оружия нового типа». «В испытательной стрельбе, проведенной разными методами стрельбы по различным целям, в полном объеме проверены все проектированные показатели этого оружия, пользующегося отличной оценкой за особенный метод наведения полета и оснащение мощной боеголовкой», — уточняется в сообщении.
Тактическое оружие рассчитано на применение на коротких и средних дистанциях. Северокорейские СМИ не привели конкретных характеристик этого таинственного вооружения. Но важно то, что это первые боевые испытания с момента провала переговоров Дональда Трампа и Ким Чен Ына в Ханое в конце февраля. После того, как лидеры разъехались без подписания совместной декларации, Пхеньян обвинил Вашингтон в том, что он упустил «золотой шанс». По словам северокорейских чиновников, Ким Чен Ын предлагал на саммите поэтапное разоружение в обмен на постепенное снятие санкций. Но Трамп отказался ослаблять давление на КНДР до полной сдачи ядерного арсенала.
«Насколько я понимаю, речь идет о ракетах средней дальности, — уточнил в комментарии «МК» руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Василий МИХЕЕВ. — И возможно, они не выходят за ограничения, которые наложены на Северную Корею в плане развития ракет. Но сам факт любопытен. Он говорит о том, что Пхеньян решил вновь показать мускулы, раз США и мировое сообщество не идут на частичное снятие санкций. Цель этого: понагнетать ситуацию, поднять ставки и тем самым усилить свои переговорные позиции в диалоге с США. Теперь они могут предложить обменять смягчение санкций на прекращение испытаний этого так называемого нового оружия. Так что это не более, чем шаг политического давления, шантажа, традиционного для северокорейской дипломатии».
Почти немедленно после ханойского саммита заброшенный ядерный полигон в северокорейском Йонбене ожил. Именно его предлагал демонтировать руководитель КНДР, чтобы ослабить санкционное давление. Но раз Трамп отказался, видимо, было решено, что полигон еще хорошо послужит. Reuters сообщает со ссылкой на спутниковые снимки, что возле его лабораторий по производству ядерного топлива были замечены специальные вагонетки. Раньше их использовали для транспортировки радиоактивных материалов. Кроме того, 18 апреля Пхеньян отказался от переговоров с участием госсекретаря США Майка Помпео, попросив Вашингтон прислать «более тактичного и зрелого» переговорщика.
На таком пессимистичном фоне готовится визит Ким Чен Ына в Россию. Северокорейская сторона не подтверждает планов руководителя, однако во Владивостоке подготовка, судя по всему, идет полным ходом. На следующей неделе президент Владимир Путин должен посетить Владивосток, а 26-27 апреля принять участие в саммите «Один пояс — один путь» в Китае. Ожидается, что его встреча с главой КНДР состоится на одной из этих площадок.
Вряд ли от встречи стоит ждать результатов, считает Василий Михеев: «Мотив России — показать, что мы тоже «в игре». Мотив Северной Кореи тоже понятный: продемонстрировать США, что у Пхеньяна есть и другие партнеры, которые могут поддержать его подход «шаг за шагом». Но у Москвы нет реальных рычагов давления на северокорейское руководство. Так что в плане продвижения разоружения эта встреча будет абсолютно бесполезной».
Источник: mk.ru