+
Реклама

источник lenta.ru

Братья по оружию. 30 лет назад российские военные покинули Кубу. Могут ли они снова оказаться под боком у США?

новостиФото: Carlos Osorio / AP

Ровно 30 лет назад последние российские военные покинули Кубу. В октябре 1962 года, в разгар Карибского кризиса, на острове находились почти 50 тысяч военных специалистов, но большую часть из них вывезли по договоренности с США. Чем занимались оставшиеся военные и может ли Россия вновь открыть на Кубе базу?

30 лет назад, в июле 1993 года, последние российские военные покинули Кубу. На пике развития кубино-российских отношений на острове находились почти 50 тысяч военных специалистов из СССР, которые занимались в том числе и обслуживанием советских ракет. Большую часть этого контингента вывезли с Кубы после Карибского кризиса в октябре 1962 года. Однако несколько тысяч военных продолжали нести службу на острове даже после распада Советского Союза. Чем занимались наши военные на Острове свободы и может ли Россия вновь открыть там базу — в галерее «Ленты.ру».

Коммунизм у берегов Америки1/3Балет «Вива, Куба», поставленный на сцене концертного зала имени П.И. Чайковского в Москве, 19 февраля 1962 годаФото: Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images2/3Эрнесто Че Гевара в Гаване встречает советскую делегацию во главе с председателем Президиума Верховного Совета СССР Николаем Подгорным. Поводом для визита стала пятая годовщина Кубинской революции Фото: Photo12 / Universal Images Group / Getty Images3/3Митинг в поддержку правительства Кастро в Москве, апрель 1961 годаФото: Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images

СССР начал оказывать разностороннюю помощь кубинским социалистам практически сразу после революции 1959 года. В июне 1960-го, когда министр обороны и брат кубинского лидера Рауль Кастро посетил Москву, стороны подписали коммюнике, в котором Советский Союз заявлял о готовности содействовать обороне страны-единомышленника. В Кубу была направлена советская военная техника: 30 танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100.

Соединенные Штаты крайне беспокоило появление нового социалистического государства у своих берегов. Кроме того, Вашингтон возмутили реформы Фиделя Кастро, фактически национализировавшего предприятия и сахарные плантации, которые прежде принадлежали американцам. После неудачной попытки контрреволюции в 1961 году, которой содействовали американские власти, напряженность на Карибах лишь продолжила расти.

Братья по оружию1/2Грузовое судно «Касимов» с фюзеляжем бомбардировщика Ил-28 на борту возле берегов Кубы во время Карибского кризиса, 28 сентября 1962 года Фото: Corbis / Getty Images2/2Грузовое судно СССР «Аносов» покидает Кубу после Карибского кризиса. Его сопровождают самолет и боевой корабль ВМС США. 10 ноября 1962 года Фото: Mondadori / Getty Images

Желая помочь новому союзнику, в 1961 году СССР начал поставку дополнительных вооружений на сумму до 150 миллионов долларов, из которых Куба должна была оплатить только 67,5 миллиона. К марту 1962 года Советский Союз поставил на остров до 400 танков, 40 истребителей МиГ-15 и МиГ-19, а также радиолокационные установки и другие вооружения. Вместе с ними прибыли 300 советских военных специалистов, которые должны были обучить кубинских военнослужащих пользоваться новой техникой.

В апреле 1962 года советское руководство решило направить на Кубу еще четыре дивизиона пусковых установок ракет противовоздушной обороны (ПВО) С-75, десять бомбардировщиков Ил-28, четыре пусковые установки тактических крылатых ракет П-15 и 650 военных советников.

Тайная операция1/1Первая полоса американской газеты Daily News с новостями о начале блокады Кубы, 23 октября 1962 года Иллюстрация: NY Daily News / Getty Images

Противостояние между двумя новыми сверхдержавами, СССР и США, также набирало обороты. В погоне за военным превосходством Соединенные Штаты размещают в турецком Измире ракеты средней дальности PGM-19 «Юпитер», способные достичь советские территории за считаные минуты. В ответ руководство СССР приняло решение развернуть свои ядерные ракеты и воинский контингент на Кубе — от Флориды ее отделяет менее 180 километров.

Переброска осуществлялась в режиме строжайшей секретности — советские военные нередко сами не знали, куда и зачем отправляются. Операция получила кодовое название «Анадырь», а для участия в ней была сформирована группа советских войск на Кубе. Первые ракеты достигли кубинских берегов уже 9 сентября, и в следующие недели общая численность советских военных на Кубе составила, по разным оценкам, от 42 тысяч до 50 тысяч человек.

Роковой октябрь1/1Фото расположения советских баллистических ракет средней дальности, сделанное американским самолетом-разведчиком в районе Сан-Кристобаль, Куба, 23 октября 1962 годаИллюстрация: Hulton Archive / Getty Images

Однако уже в октябре тайное стало явным: американский разведывательный самолет U-2 сфотографировал советские баллистические ракеты в районе Сан-Кристобаль. 16 октября об этом было доложено президенту США Джону Кеннеди. В зоне досягаемости советских ракет находилась практически вся территория США. Следующие 13 дней стали роковыми: американское военное руководство всерьез рассматривало полномасштабное вторжение на Кубу. 22 октября была объявлена морская блокада Кубы, и американским военным приказали перехватывать любые суда, следующие на остров.

Все стороны осознавали опасность сложившейся ситуации, и вскоре между главами двух ядерных держав началась активная переписка. 26 октября Никита Хрущев предложил Джону Кеннеди демонтировать советские ракеты на Кубе взамен на вывод американских ракет из Турции. Уже на следующий день соглашение оказалось под угрозой, когда советские военные сбили пролетавший над Кубой американский самолет U-2. Но несмотря на инцидент, Москва и Вашингтон продолжили переговоры и согласовали все параметры сделки. 20 ноября Кеннеди объявил о прекращении морской блокады.

Уйти, но остаться1/1Визит советского лидера Михаила Горбачева на Кубу в апреле 1989 года Фото: Dirck Halstead / Getty Images

После разрешения Карибского кризиса с Кубы постепенно были вывезены советские ракеты, другие виды вооружений, включая танки, были переданы кубинским военным. Остров постепенно покинула и большая часть советских военных: Группа советских войск на Кубе была переименована в Группу советских военных специалистов на Кубе (ГСВСК). В 1963 году Куба и СССР договорились, что на острове останется мотострелковая бригада. Всего, по данным Генштаба РФ, с 1960 по 1991 год на Кубе служили 11 293 человека, включая военных советников, специалистов и переводчиков.

Советские инструкторы в том числе готовили местных военнослужащих для операций в Африке. С 1960-х годов кубинское руководство осуществляло небольшие операции по поддержке африканских освободительных движений, а в 1975 году направило 25-тысячный контингент в Анголу, чтобы поддержать местные прокоммунистические силы в гражданской войне против других освободительных движений, которым помогали США и ЮАР.

База в Лурдесе1/2Бывшие военные катера СССР выходят из порта Гаваны, 3 июля 1993 годаФото: Pablo Ibarra / Gamma-Rapho / Getty Images2/2Порт Гаваны, 18 ноября 1999 года Фото: Robert Nickelsberg / Liaison / Getty Images

В 1962 году в Лурдесе, южном пригороде Гаваны, было начато строительство советского центра радиоэлектронной и радиотехнической разведки. Комплекс открылся в 1967 году. Его близость к американским границам — всего 250 километров — позволяла советским разведчикам перехватывать сообщения практически по всей территории США.

В 1994 году Рауль Кастро, в то время занимавший должность министра обороны, заявил, что Москва получила до 75 процентов своей развединформации о США именно с помощью центра в Лурдесе. В советский период на объекте работали около трех тысяч человек.

Второй Карибский кризис1/1Кубинские военные приветствуют российский противолодочный эсминец «Адмирал Чабаненко» в Гаване, 19 декабря 2008 года. Российский военный корабль впервые с 1991 года посетил Кубу, чтобы далее принять участие в совместных учениях с ВМС Венесуэлы Фото: Sven Creutzmann / Mambo photo / Getty Images

Кроме того, на протяжении 1960-х, уже после Карибского кризиса, советские военные корабли регулярно заходили в кубинские порты Гавана и Сьенфуэгос. В августе-сентябре 1970 года американские разведывательные самолеты сняли строительство в последнем плавбазы, что не на шутку встревожило Генри Киссинджера, тогда занимавшего пост советника по национальной безопасности.

На одном из снимков было запечатлено строительство футбольного поля, и аналитики ЦРУ ошибочно проинформировали Киссинджера, что кубинцы в футбол не играли и поле могли строить для советских моряков. Чиновник подумал, что СССР строит на Кубе базу для атомных подлодок. «Те футбольные поля могут означать войну», — заявил он главе аппарата американского президента Ричарда Никсона. Но в отличие от первого Карибского кризиса противоречия удалось урегулировать с помощью «тихой дипломатии». Впрочем, советские военные корабли продолжили регулярно заходить в кубинские порты в 1970-х и 1980-х годах.

«12-й учебный центр»1/1Кубинцы прячут портрет советского солдата от урагана, 3 ноября 2001 года, ГаванаФото: Jorge Rey / Getty Images

Присутствие на острове советских военных скрывалось, а смена личного состава производилась в строжайшей тайне вплоть до 1979 года. Тогда, во время конференции «Движения неприсоединения» в Гаване, в СМИ вновь появилась информация о советских военнослужащих на Кубе. Советское руководство решило публично признать свое присутствие на острове — только не в виде бригады, а в качестве «12-го учебного центра», задачей которого называлось исключительно обучение и подготовка кубинских военных. Москва пошла на такой шаг, не посовещавшись с Гаваной — ее согласия пришлось добиваться постфактум.

Распад и уход1/1Жители города-спутника заброшенной АЭС в провинции Сьенфуэгос, 4 февраля 2018 года. Город был построен в 1980-х годах для сотрудников станции. АЭС прекратила работу с распадом СССРФото: Francesco Pistilli / Bloomberg / Getty Images

С распадом Советского Союза в 1991 году отношения между Москвой и Гаваной постепенно деградировали, а военно-техническое сотрудничество практически прекратилось. В начале июля 1993 года последние подразделения Вооруженных сил России покинули Кубу на борту научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин». Следом за ними на родину вернулись старшие офицеры, отвечавшие за вывод российского контингента.

При этом центр радиоразведки в Лурдесе оставался открытым вплоть до 2002 года. Правда, в советские годы аренда базы была бесплатной, а с 1993-го Россия платила по 160 миллионов долларов ежегодно, а после 1996-го сумма выросла до 200 миллионов долларов. Еще около 100 миллионов долларов в год обходилось содержание персонала базы. В 2000 году центр посетил российский президент Владимир Путин, но уже в 2001-м он объявил о закрытии объекта из-за финансовых сложностей и желания пойти навстречу требованиям США. В феврале 2002 года центр покинули последние российские специалисты.

Назад на Кубу?1/1Президент России Владимир Путин и кубинский лидер Фидель Кастро идут мимо почетного караула, 14 декабря 2000 года. Визит Путина был приурочен к годовщине Кубинской революции и стал первым с момента распада СССР Фото: Sven Creutzmann / Mambo Photo / Getty Images

По мере растущей напряженности в отношениях с США российское руководство вновь стало задумываться об открытии на Кубе военной базы. Сообщалось, что переговоры по этому вопросу активизировались в 2014 году на фоне украинского кризиса, и уже в том же году российские и кубинские власти договорились о возобновлении работы центра радиоразведки в Лурдесе.

В 2016 году заместитель министра обороны России Николай Панков официально подтвердил журналистам, что Москва рассматривает открытие военных баз во Вьетнаме и на Кубе. Впрочем, уже в январе 2022 года заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев назвал подобный шаг нецелесообразным, поскольку это противоречит национальным интересам этих стран.

«Куба, да и Венесуэла стремятся выйти из изоляции, в известной степени восстановить нормальные отношения с Соединенными Штатами Америки, поэтому здесь не может идти речи о том, чтобы что-то поставить или создать какую-то базу, как это делалось в советский период, когда у нас с целым рядом стран была единая военная инфраструктура, основанная на единой идеологии», — объяснил Медведев.