В Казахстане одна за другой выдвигаются инициативы по дерусификации и десоветизации, которые предполагают переименование городов и улиц с русскими названиями, а также перевод алфавита на латиницу. Почему у бывшей советской республики и братского русским народу с общей историей возникает желание отказаться от исторической памяти?
Ещё в октябре 2019 года с подачи уже бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Казахстане начали серьёзно рассматриваться инициативы о переводе алфавита на латиницу. В январе 2019-го, то есть год назад, депутаты казахского парламента также предложили поддержать инициативу Нурсултана Назарбаева шестилетней давности и придумать для страны новое название, отказавшись от «Казахстана».
Нурсултан Назарбаев предложил придумать для страны новое название, отказавшись от «Казахстана». Фото: Alexei Usov / Globallookpress
С того момента в Казахстане ускорился процесс переименования улиц, площадей и районных центров, предполагающий отказ от русских названий. В Павлодаре буквально в одночасье было переименовано сразу 13 улиц, включая главную, которая носила имя триумфатора Отечественной войны 1812 года, полководца, графа Михаила Голенищева-Кутузова.
В январе 2020-го процесс продолжился. Теперь предлагается переименовать и сам Павлодар, а также целый ряд других городов с русскими названиями. Казахские националисты развернули в соцсетях целое движение в поддержку отказа от всего русского, соответствующие вопросы уже рассматриваются и в Мажилисе.
Противники переименований говорят не только об исторической связи русского и казахского народов, но и о большой роли Российской Империи в дальнейшем становлении Казахстана как отдельного административного центра, получившего всё необходимое, чтобы в роковом 1991 году стать полноценным и независимым государством.
«Деколонизация» Казахстана
О новых поветриях по «деколонизации» Казахстана стало известно 11 января после публикаций многих казахских СМИ, обративших внимание на набирающее силу националистическое и антиисторическое движение в республике. Его представители заявляют о необходимости возврата страны к историческим корням, изменении языка, отказа от советского и русского наследия ради мифической самоидентификации казахского народа, который якобы был незаслуженно «колонизирован» русскими, хотя на самом деле имеет многотысячелетнюю национальную историю.
6 января из Telegram-канала пресс-службы акима Павлодарской области стало известно, что инициатива по переименованию Павлодара принадлежит представителю общественной организации Jebe Жумабеку Сманову, который выдвинул её на встрече с депутатом Мажилиса Айзадой Курмановой. Павлодар предлагается переименовать в Ертіс. Примечательно, что инициатива внезапно (или уже не очень) была поддержана Курмановой, а также большим числом местных чиновников, журналистов и общественных деятелей.
4 апреля 1861 года Коряковская станица добилась своего: ей был присвоен городской статус и дано имя Павлодар в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress
Город Павлодар до XIX века носил название Коряковский форпост, так как изначально был основан русскими переселенцами, прибывшими на территорию Прииртышья ещё в XVI веке для добычи соли. Коряковский форпост как отдельная административная единица появился в начале XVIII века по указу императора Петра I наряду с ещё целым рядом форпостов в районе близ Иртыша. Во второй половине XVIII века посёлок терял военное значение и превращался в станицу. С середины XIX века в станице уже проживало обширное русское купеческое сословие, которое требовало присвоения ей городского статуса. 4 апреля 1861 года Коряковская станица добилась своего: ей был присвоен городской статус и дано имя Павлодар в честь новорождённого Великого князя Павла Александровича.
Однако сегодня националистически настроенные активисты словно бы и не помнят истории возникновения этого русского города. В Павлодаре решением местных властей уже произошло переименование 13 улиц, включая носившую ранее имя Михаила Кутузова. Этот процесс идёт и в Восточно-Казахстанской области, где переименования коснулись нескольких сотен улиц, посёлков, райцентра Зыряновск. Известно, что там войну русским названиям объявил местный аким Даниал Ахметов.
Означает ли это, что бум переименований вместе с отказом от всего русского — это не блажь националистов или казахских «ура-патриотов», а вполне серьёзные инициативы региональных и республиканских властей? Увы, да.
Как только павлодарская администрация распространила инициативу малоизвестного общественника Сманова, идея получила «легитимный» статус. Власти ранее прикрывались идеями о декоммунизации, хотя непонятно, как название города в честь Великого князя Павла Александровича может быть связано с коммунизмом, да и сама история Павлодара, формировавшаяся явно в досоветский период.
Павлодар предлагается переименовать в Ертіс. Фото: Darik001 / Shutterstock.com
Однако идею теперь подхватывают наиболее радикально настроенные активисты, которые доходят и до русофобии. И этот факт понятен: речь идёт об отказе от русского, декоммунизация — это прикрытие, потому что националистически настроенным активистам всё равно, касается история Российской Империи или СССР — главное, что в ней присутствовали русские. Активисты также хвастаются и поддержкой со стороны Мажилиса.
Почему так происходит?
Особенно недовольными оказались в Казахстане местные коммунисты. Их происходящее задевает за живое, хотя повторим ещё раз: история Павлодара, как и название города, говорят о формировании его в докоммунистическую эпоху. Тем не менее бум переименований касается и советских названий улиц.
Как заявил сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов порталу «Эхо Казахстана», советник министра общественного развития республики Айдос Сарым уже признался, что план переименований в Казахстане давно готов и согласован. Осталось только вывести его в легальное правовое поле.
Всё с самого начала продумано и поставлено на поток. В акиматы якобы поступают письменные обращения от групп граждан или общественных объединений, которые изучаются в ономастических комиссиях, где автоматически выносятся положительные решения. Так называемые общественные слушания проводятся с заранее подобранными лицами из провластных НПО или бюджетников,
— сказал Курманов.
Он также назвал причину — желание властей Казахстана увести сознание населения от текущих проблем республики и переключить его на патриотическую повестку, которая якобы связана с возрождением народа, хотя на самом деле речь идёт о переписывании и уничтожении собственной же истории.
Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский заявлял Царьграду, что Казахстан очень многим обязан Российской Империи, которая придала серьёзный импульс развитию экономики, культуры и даже укреплению национального самосознания казахского народа.
«Казахский национализм — это мифологизированная история, в которой не учитывается, что с начала XIX века благодаря российскому участию появилась казахская поэзия, оркестры национальной казахской музыки, народные танцы, которые ставили русские хореографы. Но там пытаются насадить точку зрения, что русские поработили и уничтожили казахскую культуру. Этим объяснили переход с кириллицы на латиницу. Но по факту добились того, что новое поколение не будет понимать, что написали предыдущие. Но националистам важен антирусский накал, который инспирирован турками», — заявил научный сотрудник РАН.
Действительно, после попадания казахов под юрисдикцию Российской Империи население начало массово обучаться грамоте. Финансировала образование казахов царская казна, отправлявшая туда татарских мулл, занимавшихся просвещением. Жалование мулл было таким же, как и у православных священников, а кроме всего прочего, государь оплачивал им содержание семей. Когда же стали появляться собственные муллы, то им присваивался статус служивого дворянства, назначалось жалованье.
Исламский проповедник Феттулах Гюлен финансировал открытие мусульманских школ в Казахстане. Фото: Matt Smith / Globallookpress
Однако «колонизацией», как выражаются казахи, занималась как раз Турция, а не Россия. И началось это уже в современные времена — после распада СССР. Турция сразу же стала открывать в мусульманских республиках свои лицеи, в Казахстане было открыто 26 школ с выплатой порядка 30 тыс. стипендий. Эту работу финансировал исламский проповедник Феттулах Гюлен, которого нынешний президент Турции Реджеп Эрдоган подозревает в организации попытки государственного переворота.
Эрдоган снизил интенсивность работы школ, требует их закрытия, хотя всем известна его основная идея по созданию «великого Турана» — государства от Болгарии до Якутии и от Персидского залива до Воронежа, которое в силу ресурсной базы и размера стало бы по-настоящему одним из ведущих геополитических игроков на евразийском континенте.
Уроки истории
Именно поэтому населению Казахстана стоит посмотреть на историю своей страны. Бум переименований — это работа в пользу того самого «Турана», которым грезит Эрдоган, вынашивающий планы всех известных османских лидеров, — захват и ассимиляция Средней Азии. Если казахи озабочены вопросом национального возрождения, то они должны как раз противостоять переименованиям, отнимающим у них собственную историю, неразрывно связанную с русским народом.
Тем не менее настрой на отказ от всего русского крепнет. Как уже говорилось, Казахстан размышляет и о смене названия страны, а в начале января 2020 года для изучения специалистам было представлено аж восемь вариантов нового казахского алфавита на латинице. В этой лихорадочной ситуации, когда чиновники делают вид, что не знают, как им назвать собственную страну, но уже уверены, что её история должна быть уничтожена, едва ли стоит ждать стабильных решений.