+
Реклама

источник tsargrad.tv

Почему не был взят Тбилиси. Ответ стал понятен спустя 14 лет

новости

Ровно 14 лет назад грузинские войска атаковали столицу Южной Осетии, а Россия повела себя совсем не так, как рассчитывали её противники – вопреки множеству прогнозов показала зубы и в течение пяти дней буквально разгромила войска Михаила Саакашвили. Однако у этой победы оказалось странное послевкусие. Потому что русская армия, остановившись всего в нескольких километрах от Тбилиси, не стала брать под контроль столицу Грузии. Давайте попробуем разобраться почему.

Увидеть своими глазами

Отправляясь ранним утром 7 августа 2008 года во Владикавказ, я ещё не подозревал, в гуще каких событий окажусь. Однако сразу же по прибытии в глаза мне бросилась некая нервозность, царившая на улицах города, а знакомые журналисты, прибывшие на место чуть раньше, все как один говорили о том, что «вот-вот начнётся». Приехали мы двумя группами, и одна тут же взяла такси и уехала в Цхинвал…

Они подоспели точно к началу штурма, поэтому пересечь городскую черту возможности у ребят уже не было – поснимали летящие на жилые кварталы ракеты «Града» и поехали обратно… А в городке Дзау их «поймал» грузинский штурмовик. В результате оператору Георгию Львову в спину прилетел кусок гранита – бомба, сброшенная с самолёта, сработала совсем недалеко. Благо никто не погиб…

Я же оказался на этом месте лишь на следующий день, когда небольшой, некогда курортный населённый пункт уже превратился в центр первичного размещения беженцев.

К началу боевых действий грузинская армия представляла собой структуру, которую в течение предыдущих пяти лет готовили именно к войне. Готовили западные инструкторы, прошедшие не одну горячую точку, а собственно план нападения на Южную Осетию был разработан при самом деятельном их участии. Момент для атаки выбрали, как поначалу казалось, наилучший – русские войска, чей ближайший пункт дислокации находился в 150 километрах от южно-осетинской столицы, только что закончили крупные учения. Это означало, что техника находилась в боксах на обслуживании, а личный состав, сдав оружие, по возможности отдыхал и приводил себя в порядок.

Сорванный блицкриг

Казалось бы, для грузин всё складывалось как нельзя лучше. Кабы не одно но! Русские не были бы русскими, если бы заранее не приготовили агрессору военный сюрприз, представлявший из себя две батальонные тактические группы, не ушедшие после учений в казармы, а скрытно расположившиеся у северного створа тоннеля. Они-то и стали первыми из наших, кто пересёк границу и ударил по нападавшим. Для начала ими прямо с марша был захвачен стратегически важный Гуфтинский мост, а затем БТГ разделились, и одна из них направилась в сторону села Тамарашени, а вторая – по Зарской дороге в Цхинвал, выручать окружённых миротворцев.

Не сплоховали и основные силы 58-й армии, со всей возможной оперативностью преодолевшие горный серпантин Транскавказской магистрали и поломавшие все грузинские планы. Наступление противника начало захлёбываться, и к 13 августа с военной авантюрой Саакашвили было покончено.

Послевкусие победы

За прошедшие 14 лет военные эксперты расписали хронологию этого конфликта едва ли не по минутам. Можно сказать, что о нём известно почти всё! Почти… До сих пор нет единого мнения по поводу остановки русского наступления буквально на пороге Тбилиси, столицы, уже готовой сдаться на милость победителя. Четыре года назад Дмитрий Медведев, бывший в 2008-м верховным главнокомандующим вооружёнными силами России, отвечая на вопрос Владимира Соловьёва о том, почему наши танки были развёрнуты, сослался на соображения миролюбия:

… цель была в том, чтобы выбить грузинские войска из Цхинвала, навести порядок. И предотвратить возможность дальнейшей эскалации насилия, то есть военных действий. Цель не состояла в том, чтобы разгромить Грузию или казнить Саакашвили. Я считаю, что я правильно поступил, когда принял решение о том, чтобы проявить сдержанность и не форсировать дальнейшие действия. В конечном счёте это дало нам возможность успокоить ситуацию не только в Грузии, Осетии и Абхазии, но и выйти на достаточно спокойные отношения с Европейским союзом и другими странами, – рассказал экс-президент журналисту.