+
Реклама

Разговоры о покупке Венгрией газа в Литве довели борьбу с Россией до абсурда

новости

Для борьбы с так называемой энергетической зависимостью от России в Литве в 2015 году был построен терминал по приему СПГ в городе Клайпеда, который с экономической точки зрения оказался абсолютно нерентабельным проектом.

Литва уже четыре года пытается раскрутить свой СПГ-терминал

Например, Вильнюсу приходится заставлять местные компании закупать газ через этот проект, чтобы обеспечить ему хоть какой-то оборот. Этот терминал был построен литовским правительством в популистских целях, чтобы показать наличие борьбы с Россией.

Интересно, что литовцы не теряют надежды как-то задействовать данный проект и распространить его работу на соседние страны – в частности, для этого Вильнюс пытался вобрать в сферу его деятельности соседние с ним Латвию и Эстонию. Теперь в качестве объекта данных попыток литовской стороны выступила Венгрия, что совпало с официальным визитом в Вильнюс президента этой страны.

Президент Венгрии Янош Адер очень дипломатично ответил на эти потуги литовцев, заявив, что его страна готова закупать СПГ через терминал в Клайпеде, несмотря на то, что отсутствие в нем экономического смысла подтверждают и официальные литовские источники.

После того, как данный терминал был открыт в 2015 году, закупка Литвой газа в России упала до 30 процентов, но затем снова поднялась до 60 процентов и выше вследствие того, что российский трубопроводный газ банально дешевле. Теперь Вильнюс вынужден обеспечивать этот проект работой путем нормативных решений, а также прямого субсидирования закупки СПГ на мировом рынке.

В Евросоюзе правит бал идея об энергетической независимости

Заведующий Сектором исследований Европейского союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что нельзя сразу исключать того, что Венгрия не закупит по подобным проектам какие-то объемы газа.

«Понятно, что российский газ выгодней и дешевле, но дело в том, что даже страны Евросоюза, которые более-менее дружественно расположены по отношению к России, стремятся к так называемой энергетической независимости»,  — заключает Квашнин.

Как замечает эксперт, подобная энергетическая независимость предполагает создание альтернативных маршрутов поставки газа, причем даже в том случае, если они являются нерентабельными. И такая линия сегодня проводится по всему Европейскому союзу.

«Не стоит здесь говорить о какой-то русофобии, поскольку речь идет о базовой стратегии Евросоюза, которая заключается в том, что нужно диверсифицировать рынки, поскольку даже с самым надежным поставщиком электроэнергии возможно появление каких-то проблем. Таким образом, Евросоюз ищет какие-то способы защиты своего газового импорта», — констатирует Квашнин.

Венгрия не прекратит энергетическое сотрудничество с Россией

Естественно, реальным руководителем Венгрии является премьер-министр этой страны Виктор Орбан, причем он не раз высказывал свою заинтересованность в развитии отношений с Россией, а также в получении российского газа по новому южному газопроводу.

Таким образом, перед нами чисто политический момент, поэтому России не стоит опасаться того, что здесь идет какая-то ревизия общей позиции Будапешта по газовому импорту. Здесь мы имеем дело с классическим реверансом Адера в сторону Вильнюса.

«Просто здесь еще играет фактор Украины, из-за чего более 10 лет назад были перебои с поставками российского в Евросоюз в связи с теми разногласиями, которые были между Киевом и Москвой после Оранжевой революции», — резюмирует Квашнин.

По словам Юрия Дмитриевича, здесь может быть отработана сама возможность импорта газа по новому маршруту – в этом вопросе надо привести пример Греции, которая закупает почти весь газ в России, но имеет также терминал по приему СПГ на территории Аттики.

Сложно представить, как может быть реализован данный проект

Другой вопрос, совершенно непонятно, а как этот СПГ может быть переправлен из Литвы в Венгрию – ведь, как в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин, подобного газопровода не существует, из-за чего литовцам и венграм для реализации данного контракта нужно будет изобрести новый вариант виртуального реверса.

«Скорее всего, здесь каким-то хитрым и непонятным путем будет использоваться газовая инфраструктура европейского сообщества, чтобы затем доставить данный, поступающий в Литву газ, до венгерского потребителя», — заключает Пикин.

Как замечает эксперт, здесь возможен и второй вариант, когда Литва продолжит покупать природный газ у России, а затем перепродавать эти объемы Венгрии. Такая система сегодня активно применяется на мировом рынке в формате так называемых спотовых сделок.

«Впрочем, здесь можно только фантазировать, поскольку данное заявление президента Венгрии непонятно по той причине, что очень сложно представить, как газ из Литвы может технически добраться до Венгрии, не говоря уже про его стоимость», — констатирует Пикин.

По мнению Сергея Сергеевича, данные начинания могут прийти только к виртуальному реверсу, поскольку непонятно, может ли вообще газ из Литвы добраться до Венгрии, ведь эти государства разделяет территория Польши, Словакии и отчасти Украины.

«Что касается рентабельности литовского терминала, то нельзя назвать этот проект абсолютно безнадежным, ведь если литовцы продолжают покупать через него газ, то, значит, они его используют. Соответственно, экономическая составляющая в этом проекте есть – ведь сложно представить, чтобы литовцы только из-за политики покупали бы себе более дорогой газ», — резюмирует Пикин.