Сокращение импорта российского сорта нефти Urals и переход стран Балтийского региона на альтернативные поставки спровоцированы ужесточением борьбы за рынок, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Нефтеперерабатывающие предприятия Балтийского региона начали отказываться от российского сорта нефти Urals и сокращать объемы импорта, заменяя его на альтернативное сырье с месторождений Каспийского и Северного морей.
С конца апреля 2020 года сорт нефти из Российской Федерации оценивается выше североморского датированного на фоне ограничения предложения среднетяжелой нефти в Северо-Западной Европе. Аналитики предполагают, что такие изменения связаны со снижением предложения сырья из-за сокращения объемов добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, а также с высоким выходом дизельного топлива, спрос на которое считался относительно устойчивым в сравнении со спросом на другие нефтепродукты в условиях карантинных ограничений, введенных в странах во избежание распространения коронавирусной инфекции.
Ожидается, что поставки морских партий российской нефти в порты Финляндии, Литвы и Польши составят ориентировочно 33% всего импорта сырья в сравнении с 65,3% в первой половине текущего года. Еще в прошлом месяце, подтверждают данные аналитической компании Vortexa, доля Urals в общем объеме сырья, экспортируемого в эти страны, была выше 70%.
«Снижение доли импорта российской нефти в страны Балтийского региона объясняется ужесточившейся борьбой за рынок. Тем более она планомерно обостряется в условиях пандемии и тех ограничений, которые были призваны остановить распространение коронавирусной инфекции в мире в весенний период и в начале летнего периода.
Из-за самоизоляции произошло обострение среди поставщиков нефтепродуктов и сырой нефти – кто-то пытался давать скидки, а кто-то другими способами пытался выживать на рынке для того, чтобы остаться в игре даже ценой ухудшения экономики собственного экспорта. Однако так поставщики привлекали потребителей», — комментирует эксперт.
Добавим, что пошлина на экспорт российской нефти с 1 июля увеличилась на $29,5 — до $37,8 за тонну с $8,3 за тонну, действовавших в июне 2020 года. Кроме того, пошлина на светлые нефтепродукты и масла поднята до $11,3 с $2,4 за тонну, на темные — до $37,8 с $8,3 за тонну. При этом вывозная таможенная пошлина на товарный бензин повысилась до $11,3 с $2,4 за тонну.
Балтийский регион отказался от стабильного импорта нефти из РФ
Между тем доля каспийского сорта и североморской смеси, которая поступает в Балтийский регион, увеличилась до 18% с 6% за период с января по июнь 2020 года. Ожидается, что в июле в порты перечисленных государств придет около 30% поставок североморского сырья, что вдвое превысит средний показатель в первом полугодии текущего года.
С конца апреля сорт нефти Urals торговался с премией к сорту нефти Brent, которая доходила до $2,45 за баррель. Поэтому нефтеперерабатывающие заводы решили переориентироваться с российской нефти, снизив ее выгоду. Предполагается, что отдельные сорта североморской нефти в Балтийском регионе продолжат рассматривать как альтернативные российскому сорту. На фоне такой тенденции, полагают аналитики, Urals начнет падать в цене по отношению к Brent.
«Конкурентная борьба на рынке привела к тому, что потребители требовали больше льгот и скидок. Поэтому те поставщики, которые давали их в большей степени, в итоге могли продать больше нефти.
Однако сегодняшняя статистика говорит о скором восстановлении баланса и ситуации в целом на фоне постепенного ослабления карантинных мер в мире. Поэтому в ближайший месяц данные покажут благоприятные изменения для всех поставщиков, в том числе и для российских, которые могли проседать в конкретные периоды предыдущих месяцев», — объясняет собеседник агентства.
Так, по состоянию на середину июля 2020 года премия опустилась до $0,3 за баррель. По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, средняя цена на нефть российской экспортной марки Urals в июне 2020 года сложилась в размере $41,93 за баррель, то есть в 1,4 раза ниже, чем в июне прошлого года, когда стоимость достигала $61,93 за баррель.
Средняя стоимость Urals за первые шесть месяцев 2020 года составила $39,68 за баррель, когда за аналогичный период 2019 года средняя цена нефти Urals достигала $65,63 за баррель. Таким образом, в годовом сопоставлении она уменьшилась за период с января по июнь текущего года на 39,54%.
«В период колоссального снижения спроса на нефть у потребителей была возможность играть на рынке и выбирать наиболее покладистого поставщика с точки зрения выгоды скидок и условий поставок. В связи с этим в Балтийский регион заходили Саудовская Аравия, Казахстан, Норвегия или Нидерланды. Пока предложения указанных стран были выгоднее российских, регион переключился на них, сократив потребление нефти Urals.
Основной вопрос заключается в том, что произойдет в перспективе на год или три года. Важно, чтобы Российская Федерация смогла сохранить добычу и не слишком сильно в рамках соглашения ОПЕК+ обвалила свои возможности, оставшись на плаву с сохранением потребителей и объемов производства. Так как в попытках давать льготы можно дойти до потери потенциала на фоне приемлемой цены. Поэтому Россия старается соблюдать важный баланс и в Балтийском регионе, придерживаясь основных аспектов для будущего – цена, объем добычи и объем присутствия на рынке», — резюмировал эксперт.