+
Реклама

источник dzen.ru

Зачёсанная нация: как появилось прозвище «хохлы»?

новости

Не суди нацию по причёске

Да, это никогда не было секретом, что «хохлами» нацию прозвали из-за характерного чуба. Но интересны обстоятельства появления этого прозвища.

Раньше XVII-го века слово с корнем -хохол-/-хохл- в отношении какой-то группы людей навряд ли употреблялось. Как минимум, нет ни одного письменного доказательства. Только к 1630-м годам появляются первые свидетельства о «хохлачах».

И забавно то, что первоначально это слово относилось ко всем православным жителям Речи Посполитой, т.е. Польши. А в неё на тот момент входили территории современных Украины и Белоруссии.

Да-да, здесь начинаются первые сюрпризы — «хохлами» были не только украинцы. Но я сразу же приготовил для вас и второй: большинство «хохлов» на деле и не были «хохлами». Запутались? Сейчас объясню.

В структуре того общества многие внешние атрибуты носились не ради красоты или личного самовыражения. Одежда, украшения — всё это носилось в соответствии с занимаемым статусом. И причёска тоже символизировала об определённом положении.

Тот самый хохолок могли носить лишь представители воинского сословия. Более того, выбрить такой чуб — указание на то, что этот человек уже долгое время состоит в войске.

Запорожский чуб

Если вы подумали про запорожских казаков — да, всё верно. Именно они закрепили традицию с такой стрижкой. Вот только их, на самом-то деле, было не так уж и много относительно всех украинцев.

Просто в первую очередь для русских эта нация ассоциировалась с независимым войском. Ибо многие новости об украинцах, что доходили до России, были связаны с беспокойной деятельностью казаков. Да и выглядели воины Сечи действительно колоритно.

Так и закрепилось название «хохлы». Причём даже Николай Васильевич Гоголь, уроженец Полтавской губернии, спокойно употреблял этот этнофолизм. Хотя всё же официальным названием нации тогда было «малороссы».

А «хохлами» в имперской России называли или в шутку, или же в простонародье. Ничего хорошего в этом слове не заключалось — но и цели обидеть тогда не преследовали.

В принципе, стоит принять то, что в XIX-м веке мало кого заботила такая вещь, как уважение к нации на языковом уровне. И да, то, что когда-то в «хохлах» не содержалось оскорбления, не даёт права в современности прилюдно использовать это слово, не задумываясь о том, что вы кого-то можете обидеть.

Но это было бы слишком просто — рассказать о том, как появились «хохлы». Ведь суть в том, что сама причёска появилась раньше «хохлов». И у неё имелось собственное название.

Причёска-селёдка

«Оселедець» — сейчас это слово в украинском языке используется только в одном значении: селёдка. Но когда-то относилось и к этой самой причёске. Вам хватит одного портрета, чтобы понять, при чём тут рыба.

Анонимный портрет Дмитрия Вишневецкого. источник: википедия

Это изображение казака Дмитрия Вишневецкого. И его стрижка частично напоминает тушу селёдки на столе. Собственно, «оселедець» — шуточное название внутри общества казаков. Они были людьми с юмором, чему свидетельство письмо султану Мехмеду IV.

Но есть факт гораздо интереснее. Казаки как самодостаточная группа воинов появились где-то в XIV-м веке. В системное войско со своими территорией и порядками они образовались в XVI-м. Но картина ниже описывает сюжет X-го века, когда никаких казаков не было.

К.В. Лебедев. Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. Источник: википедия

Прекрасный художник Клавдий Васильевич Лебедев показывает встречу князя Киевского Святослава Игоревича с византийским императором Иоанном Цимисхием. Точнее, переговоры по прекращению оккупации Болгарии русами. Мне кажется, по причёске легко понять, кто на этой картине является князем Киевским.

И возникает вопрос: а откуда Лебедеву было известно о внешности Святослава? Ведь на Руси тогда не было ни портретной живописи, ни даже письменности. А в источниках на старославянском или древнерусском никакой хохолок не упоминается. Может быть, это выдумка Лебедева, опиравшегося на представления о «хохлах»?

Но во времена написания этой картины уже была известна нашей науке «История» Льва Диакона. Этот греческий летописец писал свою хронику как раз тогда, когда между Византией и Русью велась война за Болгарию.

И Диакон описал в характерных чертах Святослава «свисающий клок волос на голой голове». Конечно, клок — понятие не совсем конкретное. Да и куда свисал — тоже вопрос. Лебедев зачесал его назад — а у казаков всё же вперёд.

А саму причёску Диакон объясняет тем, что у восточных славян она символизирует знатность рода. И, скорее всего, так и есть: даже если Святослав действительно носил оселедец, то позволено это было только ему одному.

Потому что в средневековом обществе забрить голову, но оставить лишь клок и зачесать могли только избранные. Для традиционного социума уж слишком выделяющийся стиль, оправданием которому могло служить исключительно особое положение в обществе.