Исходя из долгой истории отношений России с Йеменом, Москва преследует свои собственные интересы в этой стране, считает независимый аналитик и эксперт по Ближнему Востоку Кирилл Семенов на страницах Al-Monitor. По этой причине Москва не только активно поддерживает существующие контакты с противоборствующими сторонами, но и работает над созданием новых.
Недавно Айдарус аль Зубайди, президент так называемого Южного Переходного Совета (ЮПС), по приглашению МИД РФ совершил поездку в российскую столицу. ЮПС был основан в Адене в мае 2017 года под патронатом Объединенных Арабских Эмиратов. Его стратегическая цель заключается в воссоздании независимого государства Южный Йемен в границах 1990 года. Южный Переходный Совет опирается на так называемые группы Южного Сопротивления, которые были обучены и экипированы ОАЭ.
Примечательно, что поездка Зубайди в Москву совпала с визитом посла России в Йемене Владимира Дедушкина в Аден, центральный город в Южном Йемене, где предполагается открытие российского консульства, способное представлять Россию в южнойеменских учреждениях. Таким образом, Москва устанавливает полноценные отношения с ЮПС. Более того, считает эксперт, исторические связи Москвы с Южным Йеменом, восходящие к советским временам, сыграли значительную роль в диалоге.
Народная Демократическая Республика Йемен была создана в 1967 году, и просуществовала до 1990 года, когда произошло её объединение с Йеменской Арабской Республикой. Она стала первой марксистской социалистической нацией в арабском мире, ориентированной исключительно на Советский Союз и Восточный блок. Ряд высокопоставленных чиновников из ЮПС в прошлом проходил обучение в СССР.
Автор статьи отмечает, что Саудовская Аравия постепенно теряла свое лидерство в антихуситской коалиции в пользу Абу-Даби. А Москва высоко ценит светский характер фракций Южного Йемена, так как ОАЭ предпочитают работать именно со светскими группировками.
Поддержка Россией фракций под патронажем Абу-Даби также связана с общей спецификой российско-эмиратских отношений. ОАЭ постепенно становятся основным партнером России на Ближнем Востоке, и обе страны часто обнаруживают, что они разделяют схожие позиции по многим региональным вопросам. Например, Эмираты недавно вновь открыли свою дипломатическую миссию в Дамаске, доказав свою готовность предпринять шаги по возвращению легитимности сирийскому режиму. Россия, со своей стороны, демонстрирует свои усилия по более интенсивной поддержке союзников ОАЭ, таких как генерал Халифа Хафтар в Ливии. Готовность России к сотрудничеству с ЮПС, еще одним союзником ОАЭ, является еще одним штрихом к общей картине. По некоторым данным, российские частные военные компании уже начали работать в Южном Йемене.
Помимо прочего, Москва рассматривает регион в качестве источника прибыли. В настоящее время Россия обеспечивает Йемен большим количеством зерна. Эта страна является 10-м по величине крупнейшим импортером российского зерна и продуктов его переработки. Интересы России в Йемене не ограничиваются экспортом сельскохозяйственных товаров и включают также военно-техническое сотрудничество, добычу нефти и строительство железных дорог. Россия, считает автор, может извлечь выгоду и из возрождения плана строительства военной базы на острове Сокотра. Таким образом, Кремлю крайне важно поддерживать и развивать контакты с ОАЭ и ЮПС, который, вероятно, не только сохранит свою фактическую власть над Южным Йеменом, но и узаконит её.
Источник: politobzor.net